^Вверх

27 ноября в Берёзовском сельском Доме культуры в рамках Года культурного наследия народов России состоялась творческая лаборатория «Свадебный венок» фольклорно- этнографического ансамбля «Лазоревый цвет».

(руководитель Шишкалова Лариса Николаевна) для экспедиции народного ансамбля «Вольница» Областного  Дома Народного Творчества - художественный  руководитель Александр Альбинович Венглевский  и лаборатории народной музыки Ростовской консерватории имени Рахманинова. В экспедиции приняли участие студенты сольного и хорового отделения консерватории под руководством Анастасии Владимировны Собиной. Также в работе творческой лаборатории «Свадебный венок» приняли участие руководитель народного ансамбля «Беседа» районного дома культуры Елена Павловна Глебова и   директор МУК «Молодёжного ЦПСДК» Ольга Васильевна Макарова.

Цель экспедиции – это сбор свадебных старинных казачьих   песен для изучения и сохранения нематериального культурного наследия народов России. Программа творческой лаборатории была выстроена следующим образом: играли старинные свадебные песни, которые сопровождали действия в течении первого дня донской казачьей свадьбы. В самом начале творческой лаборатории все участники экспедиций перенеслись во двор невесты.

В день свадьбы девушки собирали невесту в церковь под грустные песни. Ансамбль заиграл старинную казачью песню

«Да вот Варина маминка

Да вот Варина родная

Па гародику хадила

Са цветами гаварила»

Одевая невесту, ей прикалывали булавочки от сглаза, пояс, в который вшивали молитву, надевали под платье -  от сглаза, сыпали в туфли мак - опять же от сглаза. Также невесте заплетали волосы в одну косу.  Как только молодая была готова, ее обязательно благословляли родители в родительском доме.  На полу расстилали шубу, на которую дочь становилась на колени перед родителями и ждала родительского благословения.

Далее игралась песня:

«Летели гуси- лебеди через сад

Молвили да гаварили всею улад

Дай пора ж тибе да вот Варюшка на пасад»

Родители стояли с иконой в руках и благословляли, напутствовали дочь на семейную жизнь, в конце крестили ее иконой, после чего невеста вставала, сначала целовала отца и потом мать.

Далее игрались казачьи песни «Шёлковая ленточка» и «Государь, ты мой батюшка». Затем невесту сажали    в красный   угол, где она ожидала приезда жениха. Рядом с невестой находились и её подружки. В большой зале был накрыт стол. На столе стояли: каравай на рушнике и соль, две тарелки и две ложки, связанные между собой и, конечно, цветка, украшенная цветами, лентами и конфетам (приготовленная накануне невестой и её подружками).

В это время в доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. На дворе жениха тоже было шумно и весело.  Ансамбль сыграл песню «Ваничка по хате ходя, паслы шлёт».  Затем, набрав провизию, засидится вся родня в свадебный поезд и отправляются в дом невесты.

Возле двора   невесты разыгрывается преодоление препятствий храброго поезда жениха. Жениха не впускают во двор и здесь ансамбль играет песню «Да не в ласкавой тёщи стой зять за воротами». Наконец- то впускают во двор женихову родню и, идя по двору играются песни «А нас сваты ждали, двор каврами слали, каврами ни каврами, шитыми рушниками».

Наградой за «подвиги» становится появление жениха возле невесты. Подружки невесты собираются уходить со стола и здесь играется песня

«Пасеила Варичка лён, лён,

Выгоняла девочек вон, вон

Зачем было звати,

Когда выгоняти.

Далее на свадьбе донских казаков идёт выкуп места и шуточный торг с его хранителями, становящими после продажи объектом насмешек и укоризненных обличий.

Угощение гостей за столом продолжается и здесь играются шуточные песни:

«А бояре за стол сели

Чёрнава кабеля съели

Осталися масольчики

Позабрали узольчики

Остались рёбра

Позабрали у торбы»

Затем невесты прощается с домом и родными:

«Уходила Варичка дай со двора

Саламила ветачку дай са верха

Расти моя ябланка. дай ни качайся

Живи мая маменька ни печалься»

Далее свадебный поезд следовал к церкви, где молодых венчали в строгом соответствии с каноном. Молодые возвращаются после венчания в дом жениха и играется песня «Раскатитеся дай калеса, растваритеся дай варата». Родители жениха молодых встречают с хлебом, солью и иконой.

Отворяй, маменька, широк двор,

Да вот тебе, маменька, сын на дворе,

Да не сам с собою — с женою,

Со своей верною слугою.

Затем невеста посыла ехать за своей роднёй и здесь игралась песня

«Добрая да гадинушка настала

Варенька да за родами паслала,

Запригла да четыре коня»

Затем всех гостей приглашают на свадебный пир

«Да милаи, да любаи гости

Просим вашей чести

Па лавачкам сести

Штоб вы пили, ели

Дай виселаи были».

После третьей третьей рюмки, начиналися дары

«Ой, вы роды, роды, дай багаты,

Дай дарите скаты дай рагаты

А вы игрицы дай по тялицы,

А вы бояре по барану,

А вы старушки дай по индюшке,

А вы старики по пуду муки»

Список подарков процарапывался на печке, а потом невеста белила эту печку, показывая, что она и это умеет делать.Затем свадебный пир продолжается и играются гулебные  , круговые песни. Затем, прежде увести невесту в спальню, начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы в куль и одевали фальшонку.  Здесь игралась песня: «Типерь ты ни вольная, Типерь жана мужняя с мужем абручёная Мужу паручёная».

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.

Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, и в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и пением свадебных песен.

Фольклорно- этнографический «Лазоревый цвет» играл много старинных казачьих песен, а затем отвечал на вопросы руководителей экспедиции.

Далее встреча проходила за накрытым столом с горячей лапшой, как это полагается на второй день свадьбы донских казаков, и звучали застольные песни и старинные казачьи романсы.

Руководители лаборатории и экспедиции Анастасия Владимировна и Александр Альбинович выразили уверенность, что сотрудничество в общем деле изучения, сохранения и возрождения бесценной казачьей песенной традиции и народной культуры будет продолжаться и творчески развиваться.

Провожали гостей под удалую казачью песню, обнимались и целовались, как старые добрые друзья, заводили хороводы и подносили по кругу последние чарочки, желая удачи и успеха в делах. Все теперь уже точно знали: быть новой встрече – творческой лаборатории на юбилее ансамбля, который состоится в сентябре 2023 года.

Для гостей в фойе сельского дома культуры была подготовлена заведующей Берёзовским библиотечным отделом Устиновой Еленой Владимировной книжная выставка «История казачества из глубины веков».

#ГодкультурногонаследиянародовРоссии #творческаялаборатория #фольклорноэтнографическийансамбльЛазоревыйцвет #БерёзовскийСДК #мыдонскиеказаки #фольклорТихогоДона

foto 19 12 2022 08 15 1
foto 19 12 2022 08 15 2
foto 19 12 2022 08 15 3
foto 19 12 2022 08 15 4
foto 19 12 2022 08 15 5
foto 19 12 2022 08 15 6
foto 19 12 2022 08 15 7
foto 19 12 2022 08 15 8
foto 19 12 2022 08 15 9
foto 19 12 2022 08 15 10