Дорогие друзья! Мы продолжаем публиковать материалы о наших земляках - победителях, участвуя в онлайн-проекте "Мой День Победы" и народной акции "Помню Победителей". ЛЫСЕНКО ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА (До замужества Гетманова) родилась в 1925 году в крестьянской семье хутора Исаев Глубокинского района.
Образование неполное среднее. По окончании учебы работала в колхозе на разных работах. Осенью 1941 года и зимой 1942 года обучалась на курсах штурвальных и одновременно вела ремонт комбината. Но работать штурвальной не пришлось, так как местность в середине июля была оккупирована фашистами. Осенью фашисты и их приспешники составили списки для угона молодежи в рабство в Германию. Узнав об этом, Татьяна Михайловна тайком ушла из хутора и скрылась у дальних родственников до освобождения нашими войсками Глубокинского района 14 января 1943 года. Вернулась домой и вместе с оставшимися жителями стала восстанавливать колхоз, разграбленный фашистами.
14 февраля 1943 года – призвали в ряды Красной Армии в 196 запасной стрелковый полк и, после прохождения курса молодого бойца, направлена на курсы шоферов. После окончания учебы направлена в 237 отдельный автобат. Началась напряженная жизнь фронтового шофера западнее Ворошиловграда. К передовой везли боеприпасы, продукты, а обратно – тяжело раненых. Зачастую снаряды подвозили прямо к артбатареям, раненых – забирать от 2-ой линии обороны, подвергаясь артобстрелу. Редкий рейс днем проходил без бомбежек и обстрела фашистскими стервятниками. Особенно опасными были рейсы на Старобельском направлении, где правобережье Донца более возвышенное, господствовало над лежащим внизу левобережьем. А вражеская артиллерия, располагаясь на высотах, простреливала каждый квадрат местности. И большого мастерства, смелости и отваги требовалось от водителей, чтобы проскочить открытое пространство. Автобатальон нес потери в живой силе и технике, но боевую задачу девушки выполняли успешно. В одном из рейсов при движении на город Артёмовск фашистские самолеты подвергли сильной бомбардировке и обстрелу колонну автобатальона, и автомашина Татьяны Михайловны была повреждена, а она ранена в ногу. Но по её просьбе не отправлена в госпиталь, а лечение прошла в прифронтовом медсанбате, не хотела расставаться со своими подругами. Подлечившись, выполняла роль связной при штабе автобата. Фронтовые дороги автобата от города Ворошиловграда, большой и Малый Токмак, Артемовск, Старобельск, Запорожье, Брянск и другие города Украины. Для обучения вождения американских «Студебеккеров» были откомандированы 10 девушек. Но машин не получили и девушек откомандировали в часть п/п 22617 для обслуживания авиаполка. Боевые летчики ласково называли девушек шоферов «птичками», «ласточками». Авиаполк участвовал в боях по освобождению Прибалтики, и День Победы встретили в городе Цейсис в Литве. После небольшого отдыха и приведения матчасти в порядок поступил приказ погрузиться в вагоны и двигаться на восток. Все считали, что едут домой. Но эшелон спешно шел на Дальний Восток и дислоцировался авиаполк недалеко от Владивостока. С 9 августа по 3 сентября полк активно участвовал в боях с Японией до полной Победы. Небо было нашим, и японские самолеты ни разу не появились над нашим аэродромом. В ноябре 1945 года демобилизовалась. В 1946 году вышла замуж за офицера в отставке Лысенко И.Ф.. Работала на Каменском Доке станочницей, зав. бюро пропусков, лаборанткой, зав. библиотекой. На пенсию вышла в 1980 году с 35 летним стажем. Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над Германией» в 1941-1945гг, «За Победу над Японией» и юбилейными медалями.